Две женщины и одна книга, изменившие Америку
Первое, что приходит на ум любому далекому от истории человеку, когда он слышит об упразднении рабства в США, — это гражданская война и президент Линкольн. Несмотря на то, что рабовладельческий строй был отменен по итогам войны Севера и Юга, и, да, Прокламацию об освобождении рабов издал Авраам Линкольн, организованная борьба за отмену рабства началась задолго до этого и продолжалась несколько десятков лет. Это движение называлось аболиционизмом, и его развитие и нарастание влияния на массы людей стало одной из ключевых предпосылок к началу гражданской войны.
Чтобы рассказать о всех важных персонах, работах, событиях и достижениях этого движения потребуется формат как минимум полноценного исторического очерка, а как максимум многотомного издания, поэтому я сосредоточусь лишь на небольшой его части. Испокон веков практически во всех сферах общества роль женщин либо умалчивалась, либо сильно недооценивалась. И чтобы хоть немного исправить эту несправедливость, я расскажу об двух женщинах и одной книге, которые так или иначе повлияли на ход исторических событий.
Одной из самых ярких и выдающихся людей аболиционистского движения была Сожурне Трут (англ. Sojourner Truth), женщина, рожденная в рабстве, которая впоследствии потрясла своими речами всю страну.
Наша героиня родилась в конце XVIII века под именем Изабелла Бомфри, она была рабыней до 1826, когда сбежала от своего хозяина в дом аболиционистов, которые выкупили ее у рабовладельца, тем самым подарив ей свободу за год до официальной отмены рабства в штате Нью-Йорк. Уже тогда Бомфри начала творить историю – она подала в суд на бывшего хозяина за незаконную продажу ее сына в Алабаму. Изабелла выиграла дело и вернула своего сына, создав первый в истории США прецендент победы чернокожей женщины в суде.
Переломный момент в ее жизни случился в 1843 году. Изабелла сменила свое имя на Сожурне Трут, сказав: «Святой Дух зовет меня, и я должна идти», — и посвятила свою жизнь методизму[1] и проповедям идей аболиционизма. Вскоре после начала своей проповеднической деятельности Сожурне познакомилась Уильямом Ллойдом Гаррисоном[2] и Фредериком Дугласом[3], которые вдохновили ее давать лекции и произносить речи об ужасах рабовладения. В 1850 году Гаррисон издал книгу «Повествование Сожурне Трут: северная рабыня», надиктованную Сожурне автобиографию. Книга принесла ей национальную известность, после чего она отправилась в путешествие длиною в десять лет, за которые она успела выступить с аболиционистскими и феминистскими идеями перед сотнями аудиторий по всей стране. В 1851 году в Огайо она произнесла импровизированную речь, которой было суждено войти в историю, — «Ain’t I a woman?». С высоты 21 века нам тяжело представить, какой силы духа и отважности стоило женщине, чернокожей женщине, выйти на сцену перед огромной аудиторией и заявить:
А потом этот маленький человечек сзади говорит, что женщины не могут иметь столько же прав, как и мужчины, потому что Христос не был женщиной! Откуда взялся ваш Христос? Откуда взялся ваш Христос? От Бога и от женщины! Мужчина к Нему отношения не имел.
Сожурне Трут
И если первая женщина, которую Бог когда-либо создал, была достаточно сильна, чтобы в одиночку перевернуть этот мир с ног на голову, то уж эти женщины все вместе смогут перевернуть его обратно, снова поставить на ноги! И пока они просят это сделать, мужчинам лучше им позволить.
В те времена и белые женщины не часто осмеливались выступать на конвенциях, а Сожурне Трут сделала ораторство делом всей своей жизни. Один тот факт, что она, бывшая рабыня, выходила на сцену перед десятками белых мужчин, уже был огромным вызовом обществу, а то, что она без стеснения, плюнув на элегантность и манеры, отстаивала свои радикальные идеи[4] — это несомненно акт истинной и бесстрашной воли к свободе.
С началом Гражданской войны Сожурне не прекратила свою деятельность. Она вербовала чернокожих на службу в армию, работала для улучшений условий жизни чернокожего населения, боролась за десегрегацию. Она также не прекращала ратовать за избирательное право для женщин.
Сожурне Трут действительно была «единственной в своем роде». Она застала окончательное упразднение рабства, но, несмотря на уже солидный возраст, никогда не останавливалась на достигнутом и не прекращала бороться за то, что считала справедливым.
Роман «Хижина дяди Тома» – самая громкая книга XIX века и вторая по продаваемости после Библии – был написан американской писательницей-аболиционисткой Гарриет Бичер-Стоу. Невозможно не обратить внимания на этот факт, потому что трудно представить подобный масштаб влияния и популярности книги, написанной женщиной, в Российской империи того же столетия (к слову, на русский язык роман был переведен только через 5 лет после написания – до этого он был подвергнут цензуре во время правления Николая I). Но все-таки рассказать я хочу не о самой писательнице, а о роли, которую сыграл в истории ее труд. В 1862 году, когда Стоу встретилась с Линкольном, по некоторым данным, президент сказал: «Значит вы та маленькая леди, написавшая книгу, которая начала эту великую войну». Достоверность этой цитаты очень сомнительна, однако многие видят в этих словах смысл, отражающий совсем не апокрифическое влияние романа на общество XIX века.
Книга была написана в 1952 году в ответ на Закон о беглых рабах, который разрешал поиск и задержание беглых рабов в штатах, где рабство уже было отменено. Стоу была настолько возмущена этим постановлением, что решила пролить свет на жестокость и бесчеловечность принятого строя с помощью литературы. Книга в считанные сроки разошлась по Штатам, а потом и по Англии и Европе, где получила не менее позитивный отклик от читателей. Яркие персонажи, достоверное описание их жизни и эмоциональный стиль письма Стоу сделали свое дело – все больше и больше людей начали открывать глаза на реальность, в которой они живут. Трансформация взглядов стала происходить еще быстрее и проникла в рабочий класс благодаря десяткам театральным труппам, которые ставили спектакли по «Хижине» по всей стране. Смелось Стоу вдохновила ранее апатичных или нерешительных людей говорить об ужасах и неприемлемости рабовладельческого строя, что всё сильнее накаляло отношения между северными и южными штатами. Несмотря на все недостатки романа (сейчас он часто подвергается критике за излишне стереотипное описание чернокожих персонажей), ее тиражи говорят сами за себя – вторая по продаваемости книга, переведенная на 70 языков, не могла не оставить свой след в обществе и не завладеть человеческими умами. Возможно, Гарриет Бичер-Стоу и не начала гражданскую войну, но она точно подготовила Америку к ее результатам.
[1] Методизм — протестантская конфессия, распространённая главным образом в США и Великобритании. Возникла в XVIII веке, отделившись от англиканской церкви с требованием последовательного и методичного соблюдения евангельских предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение и кротость.
[2] Уилльям Ллойд Гаррисон — аболиционист, основатель «Американского антирабовладельческого общества».
[3] Фредерик Дуглас — американский писатель, просветитель, аболиционист и оратор.
[4] Помимо отмены рабства, Сожурне также боролась за избирательное право для женщин, которое, по ее мнению, было не менее важным, чем избирательное право для бывших рабов мужского пола. Эту идею поддерживали не многие.