Движение суфражисток в США
На рубеже 19-20 веков проблема неравенства прав женщин и мужчин превратилась в одну из ведущих в американском обществе. В конце 19 века возникает суфражистское движение (французское suffragette происходит от suffrage — «избирательное право» и латинского suffragium — «поддержка, голосование в поддержку»).
В Великобритании матерью-основательницей движения за права женщин является Эммелин Панкхерст (кстати, для понимания и возможности погрузиться во времена протестов в Великобритании снят потрясающий фильм, который так и называется — «Суфражистка» режиссера Сары Гаврон, я очень-очень советую его посмотреть), в США — Элизабет Кэди Стэнтон (создательница «Декларации чувств», в которой инициировала появление движений за женское равноправие), Лукреция Мотт (в своих «Рассуждения о женщинах» Лукреция изложила запреты и ограничения, налагавшиеся на женщин в Штатах, до последних дней оставалась важной фигурой за равноправие) и Сьюзен Энтони.
В отличие от европейских женщин (которые, требуя избирательного права, приковывали себя к воротам, били витрины магазинов, рисовали агитационные плакаты, проводили демонстрации, задерживали поезда, сидя на рельсах), американки стремились к мирным и цивилизационным формам защиты их интересов. Они проводили массовые демонстрации, публичные лекции, образовательные беседы среди населения, шествия, письменные обращения в редакции журналов и газет. Именно в это время женщины особенно сильно протестовали против общепринятого устоявшегося определения «слабого» пола, высказывая недовольство касаемо своего положения в обществе и требуя, в первую очередь, предоставления гражданских и политических прав женщинам и разрушения патриархальных стереотипов. Женщины среднего и высшего класса, находясь в довольно безопасном и привилегированном положении, пытались бороться не только за одобрение в доме, но и в обществе. Суфражистки требовали не только предоставления участия в выборах, но и возможности распоряжаться своим телом, наследством, деньгами, иметь равные с мужьями права на своих детей, оплату труда и образование.
В 1869 году были созданы две организации: Национальная ассоциация женщин-суфражисток (NWSA), участницы которой боролись за право голоса через суды, и Американская женская ассоциация суфражисток (AWSA). В 1890 году две эти организации слились в одну — Национальную американскую ассоциацию за женское равноправие (NASWA). В 1916 году была создана радикальная Национальная женская партия (NWP) во главе с Элис Пол, которая избрала более агрессивную тактику, в том числе устраивая пикеты около Белого дома.
Женские движения особенно обсуждались в прессе. Участниц сравнивали с «аболиционистами, рисующими красивую картину равенства и братской любви», а также осуждали за то, что они бросили вызов «мужской сфере» .
Активисткам суфражистского движения первой волны (1840-1920е) понадобилось более семи десятилетий борьбы, чтобы требуемое ими предоставление избирательного права стало реальностью. 18 августа 1920 года была принята Девятнадцатая поправка в Конституции США, написанная и внесенная в Конгресс Сьюзен Энтони и Элизабет Стентон еще в 1878 году, по которой вводилось избирательное право для женщин. И как гласит Конституция: «Право голоса граждан Соединённых Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединёнными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола».
Список литературы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ДевятнадцатаяпоправкакКонституцииСША
https://share.america.gov/ru/женщины-в-политике-сша-хронология/
https://photochronograph.ru/2013/03/02/borba-za-izbiratelnoe-pravo-dlya-zhenshhin-v-ssha/
«Американки стремились к мирным и цивилизационным формам защиты их интересов»: подобные обобщения применительно к истории всегда уязвимы. Вот, например, знаменитая американская активистка совсем другого типа (правда, справедливости ради, не суфражистка): https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/665-carrie-nation-zhenschina-s-toporom
Ох, да, это правда, ошиблась. После просмотра фильма сложилось впечатление, что настолько радикально было лишь в Великобритании. Спасибо за статью! Действительно, хоть и не суфражистка, но личность очень впечатляющая.
Интересно, почему американки избрали более мирную тактику? Все-таки борьба длилась несколько десятков лет, а движение было довольно массовым (в таких случаях обычно не избежать эксцессов), как так вышло, что суфражистки не теряли веру в ненасильственные методы и не переходили к более агрессивной форме активизма?