Деятельность Томаса Джефферсона на посту президента США
Томас Джефферсон (1743—1826) заслужил славу как один из величайших политических философов и публицистов своего времени. Его успехи в практической политике оказались гораздо более скромными, хотя некоторый, довольно существенный вклад в развитие своей страны ему все же удалось внести, занимая посты губернатора штата Виргиния, госсекретаря, а затем президента Соединенных Штатов. Известный как автор Декларации Независимости (1776), Джефферсон стал лидером первой оппозиционной партии демократических республиканцев в 1790-е годы. Это позволило ему на рубеже XVIII и XIX веков выиграть президентские выборы, так как как репутация федералистов оказалась изрядно подмоченной в результате кризиса 1798 года.
Во время инаугурации Джефферсон произнес историческую фразу: “Все мы республиканцы, все мы федералисты”, тем самым сняв опасения проигравшей партии, что франкофил Джефферсон устроит в Америке второе издание якобинского террора. Действительно, несмотря на целый ворох личных обид, накопившийся за предшествующее десятилетие, Джефферсон не собирался мстить, он начинал свое правление полным романтических идей и планов по воплощению в жизнь принципов Просвещения. Но уже во время первого президентского срока Джефферсону пришлось серьезно скорректировать свои представления о соотношении насилия и свободы, нерушимости конституции и ее вольной трактовки. В 1803 году Джефферсон не смог устоять перед искушением приобрести у наполеоновской Франции Луизиану: огромную территорию от р. Миссисиппи до Тихого океана. Эта сделка сразу вдвое увеличила размер США, и так же как гамильтоновское решение о создании Национального Банка не была предусмотрена конституцией. Одновременно, пацифист и противник заморских военных операций Джефферсон приступил к созданию океанского военного флота, после того, как американские торговые суда пострадали от нападений пиратов у побережья Северной Африки.
Это своеобразное обучение президента-идеалиста реалиям большой политики некоторое время протекало без серьезных издержек для американских интересов, но после переизбрания на второй срок Джефферсон столкнулся с тем же вызовом, который в свое время погубил политическую карьеру Гамильтона: притеснениями в отношении американского торгового флота со стороны воюющих в Европе Великобритании и Франции. Пытаясь найти новый, невоенный инструмент давления на зарубежных обидчиков, Джефферсон в 1807 году решил попробовать политику эмбарго: он ввел полный запрет на торговлю с Англией и Францией. Это имело для американской экономики катастрофические последствия, и последний год в Белом доме стал для Джефферсона самым тяжелым за всю политическую карьеру. Лишь благодаря расколу в рядах федералистов, президентом в ноябре 1808 года был избран соратник Джефферсона по партии Джеймс Мэдисон. Бывший же президент удалился в свое поместье Монтичелло, где и провел оставшиеся годы жизни в хозяйственных заботах и ученых занятиях.