Клепальщица Рози. Культурная икона Второй Мировой войны.

Клепальщица Рози – это, пожалуй, один из самых известных образов работающей женщины не только в Америке, но и во всем мире. Такой популярностью он обязан феминисткам второй волны, которые заново открыли его в 1980-х годах и сделали одним из символов движения. Однако, плакат под названием “We can do it!” ошибочно приписывается к культурной иконе Второй Мировой. Несмотря на то, что он действительно был написан в годы войны Говардом Миллером, этот плакат не имел никакого отношения к призыву неработающих женщин на фабрики и заводы, а был создан по заказу «Вестингауз Электрик» и предназначен лишь для повышения морального духа рабочих этой компании.

Плакат Говарда Миллера

Воплощением образа Рози в действительности же была картина Нормана Роквелла, написанная в 1943 году. Она изображает сильную и уверенную в себе рыжеволосую женщину на фоне флага США. Ногой Рози попирает копию книги Mein Kampf, в руке держит бутерброд с ветчиной, а локтем опирается на пневматический пистолет для забивания заклёпок. Поза женщины целиком списана с фигуры пророка Исайи с росписей Сикстинской капеллы, а над головой у нее изображен напоминающий нимб белый круг, что еще больше отсылает нас к идее святости и самоотверженности женщин, трудящихся на рабочих местах в мужчин в годы войны. 

Иллюстрация Нормана Роквелла

Иллюстрация Роквелла популяризировала Клепальщицу Рози, но впервые этот термин был использован в одноименной песне, написанной Реддом Эвансом и Джоном Джейкобом Лёбом в 1942 году. Песня восхваляет образ усердной женщины, работающей каждый день, и в дождь, и в зной, ради победы в войне. Все деньги, которые Рози получает за работу, она тратит на военные облигации. Песня быстро стала национальным хитом, а образ Рози начал распространяться по стране в форме плакатов и рекламных объявлений.

Обложка песни «Rosie the riveter»

Клепальщица Рози вдохновила целое социальное движение и стала одним из мощнейших вербовочных инструментов в истории США. За годы войны процент женщин в рабочей силе США повысился с 27% до 37%, к 1945 каждая четвертая замужняя женщина была трудоустроена. С началом войны женщинам открылись ранее недоступные сферы труда, особенно значительный прирост женской рабочей силы был заметен в авиации. Больше 310 тысяч женщин работали в авиационной промышленности в 1943 году и занимали в ней 65% рабочих мест (до войны – 1%). Им также стали открыты металлургическая, лесная промышленности, изготовление боеприпасов, строительство, работа в офисах и на государственной службе.

Однако несмотря на то, что участие женщин в военной промышленности было необходимо для победы в войне, они, как правило, получали в 2 раза меньше мужчин за ту же работу.

Низкие зарплаты были не единственной трудностью, которую приходилось преодолевать женщинам ради обеспечения армии техникой и оружием. Многие из них были матерями, вынужденными балансировать работу и воспитание детей. Часто, они собирались в небольшие группы и жили вместе, чтобы экономить деньги и время. Они делили между собой обязанности по дому и чередовали смены на работе, чтобы за детьми всегда кто-то присматривал. В 1942 году по настоянию Элеаноры Рузвельт президент одобрил открытие первого государственного детского центра. С этого момента они начали открываться по всей стране, к концу войны в США работало около 3 тысяч детских садов, однако это покрывало нужды лишь части работающих матерей.

Нужда в женской рабочей силе была лишь временной и после окончания войны ожидалось, что женщины вернутся к традиционной роли жён и матерей. Процент работающих женщин снова упал до 28%, однако военный опыт доказал, что они способны выполнять работу, ранее казавшуюся исключительно мужской, не хуже мужчин. Несмотря на то, что после войны всё, казалось бы, вернулось на круги своя, клепальщица Рози сделала своё дело. Женщины ощутили вкус финансовой и личной независимости, и некоторые – к сожалению, не все – почувствовали в себе силу искать новые возможности и требовать равной оплаты труда. Вдохновляющий образ Рози изменил Штаты навсегда, консервативные американцы перестали видеть в женщинах только домохозяек, матерей и жён – мужчины больше не могли претендовать на превосходство над ними.

Оцените публикацию:

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.