Американцы в СССР

«Железный занавес» (Iron Curtain) – термин, который впервые использовал У. Черчилль во время его Фултонской речи, — опустился в Советском Союзе в 1946 и ознаменовал начало холодной войны и информационный, политический и пограничный барьер, изолирующий СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада.

Хоть границы и были закрыты, гостей не ждали, но они были, и даже из Америки. В СССР был президент США Ф. Рузвельт во время Ялтинской конференции в феврале 1945 г., в СССР в мае 1972 г. был президент США Р. Никсон. Помимо глав государства, в СССР в разное время побывали и другие известные американские личности. Например, в 1961 г. голливудская дива Э. Тейлор, в 1987 г. автор-исполнитель песен Б. Джоэл, а в 1987 г. даже известный нынче практически каждому актер Р. Де Ниро, а в 1927 г. в СССР побывал Т. Драйзер. Однако, ездил еще один американец в СССР, которого немногие знают. Это Джон Стейнбек – американский прозаик, автор довольно известных романов и повестей: «К востоку от рая», «Гроздья гнева», «О мышах и людях»; лауреат Нобелевской премии по Литературе в 1962 г.

С политической точки зрения писатель придерживался левых взглядов и поддерживал связь с профсоюзным движением. Отражение идей Стейнбека в его книгах послужило поводом для обвинения в пропаганде коммунистических идей. В 1935 г. он вступил в прокоммунистическую Лигу американских писателей. За ним следило ФБР, его досье состояло из 71 страницы.

В 1947 г. Джон Стейнбек вместе с известным фотографом еврейского происхождения Робертом Капой посетил Советский Союз. Результатом этого визита стала малоизвестная в США книга «Русский дневник», где американец попытался описать советскую повседневность. Однако, как уже было сказано, запросто в СССР было не попасть, тем более писателю из либерального государства, по возвращению в которое он мог написать все, что его душе угодно. Как Стейнбеку удалось попасть в СССР?

В то время в стране за железным занавесом существовала общественная организация, основанная в 1925 г., ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи). Официальной целью этой организации было «ознакомление общественности СССР с достижениями культуры зарубежных стран». Однако, основная, настоящая задача была другой – популяризация и пропаганда Советского Союза за рубежом и налаживание там разного рода связей с людьми, которые так или иначе могли быть СССР полезны. Одобрять и заниматься приездом Стейнбека эта организация поначалу не хотела, так как этот человек не мог оказать никакой помощи разведке, с него нечего было брать. Но, в итоге, американец все же попал в СССР.

К писателю и фотографу была поставлена переводчица из ВОКСа, которая должна была ежедневно писать отчеты о действиях и разговорах американцев, должна была задавать «правильные» вопросы и давать «правильные» ответы. Отчеты передавали только какие-то внешние аспекты поездки. Таким образом, в завершающем отчете ВОКСа в ЦК говорилось, что в результате пребывания Стейнбека в СССР, он убедился в лживости антисоветской пропаганды США. Что якобы он заявил, что колхозная система очень эффективна, СССР очень колхозам помогает, колхозники отличаются яркими индивидуальными характерами, их жизненный уровень вполне удовлетворителен, восстановление после войны идет очень быстро, быстрее, чем в Англии и других странах Европы, существует полная свобода вероисповедания и церкви функционируют. Это было в отчете. А что было на самом деле?

Об СССР в американских газетах ежедневно писалось множество статей. О чем думает Сталин, где дислоцированы русские войска, что с атомной бомбой, что планирует советский генштаб. Однако все это писали люди, которые никогда в СССР не были. Стейнбек же был уверен, что в Советском Союзе есть много того, о чем не пишут. Именно это его и интересовало, именно это он и хотел узнать – частная жизнь людей, о которой не пишут, и которая не фиксируется на фотопленке.

По приезде в Москву Стейнбека и Капу никто не встретил, они самостоятельно обрывали телефоны гостиниц, чтобы хоть где-то остановиться. Это было связано с интересной бюрократической ситуацией – различные организации пытались спихнуть иностранцев друг на друга. Но в итоге американцы достались уже упоминавшемуся ВОКСу.

Стейнбек побывал в Москве, в Украине и Грузии.

Его возили в колхоз, где, как ему показалось, люди были очень приветливыми, общительными и даже немного образованными. Деревенские танцы, застолье, песни. Однако, вместе с трогательными чертами этой поездки в колхоз в словах Стейнбека прослеживается грусть и тоска. Девушки на танцплощадке танцуют с девушками, так как юноши не вернулись с войны. С одной стороны, иностранцев кормят как на убой, а с другой – бегающие за сеятелями хлебы дети, которые подбирают и берегут каждое упавшее зернышко. Огромное количество калек и отсутствие протезов, что Стейнбек, кстати, комментирует догадкой о том, что, наверное, просто еще не успели наладить производство этих самых протезов. Ему даже в голову не приходит, что инвалиды в СССР уже списаны со счетов.

Элемент потемкинской деревни был. И. Хмарский, который сопровождал американцев в поездке по Украине, писал в своих отчетах, которые долгое время были засекречены, что все «колхозницы» и «колхозники» были подготовлены и все было подстроено. Под видом многих колхозников сидели секретарь райкома и другие работники гос. аппарата. Писатель и фотограф часто оказывались в положении простаков за границей, принимая за чистую монету то, что было разыгрываемым спектаклем. Капе же, помимо этого, не давали снимать то, что он хотел. Конечно, подозрения в шпионаже в желании фотографа запечатлеть тот или иной момент поездки были полным абсурдом.

Например, в Сталинграде было очень сложно фотографировать. Американцы жили в только что построенной гостинице, которую окружали развалины и разруха. Там же произошла встреча с девочкой-сиротой лет 13-15, которая жила в норе и питалась отбросами. Пленку с фотографиями этой девочки у Капы конфисковали.

картинка Arlett

Помимо этого, Стейнбек часто сталкивался с «трудностями» перевода. Он потом начал просить переводить ему его ответы обратно и увидел, что перевод не имеет ничего общего с его реальными словами.

В общем, вся поездка американцев было тщательно спланирована, каждый день о ней подавались точные и четкие отчеты, беседы контролировались, действия ограничивались. Стейнбек был в послевоенном СССР. Голод, разруха, неспособность и нежелание государства справиться с нищетой и нехватками населения. Писатель в своей книге потом написал об одной удивительной черте, свойственной только тем людям, которые жили в СССР – среди нищеты и разрухи они живут надеждой. Он писал, что русские – это единственная в мире нация, научившаяся вырабатывать энергию из надежды.

Источники

https://www.svoboda.org/a/27837653.html

https://www.svoboda.org/a/24204449.html

Все фотографии являются репортажными снимками Роберта Капы из его поездки с Джоном Стейнбеком в СССР.

Оцените публикацию:

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.