О «Нации Ислама» и Малкольме Иксе.
Бурный XX век в Америке прославился возникновением множества самых разнообразных и экзотических религиозных движений. Пожалуй, самые известные из них — это церковь саентологии и секта Чарльза Менсона, но это далеко не полный список. Сейчас вы прочитаете статью о малоизвестной в России, но весьма нашумевшей в США религиозной организации с весьма оригинальной идеологией.
После отмены рабства проблемы чернокожего населения, как известно,вовсе не были исчерпаны. Сохранились старые и возникли новые трудности и препятствия — расизм, сегрегация, бедность, ограничение избирательного права. Все это неизбежно вело к росту протестных настроений среди афроамериканцев. В поисках идейной опоры для дальнейших действий некоторые из тех людей, за плечами которых не было ничего, кроме 350 лет угнетения, устремились в радикальную религиозную организацию — “Нация Ислама”. Основанная в 1930 году, она стремительно разрасталась и находила сторонников. Как это понятно из названия, в качестве религии, противопоставленной христианству белых людей, был избран Ислам. При этом, трактовали в “Нации Ислама” это учение весьма своеобразно. Так, члены движения провозгласили своего основателя Уолласа Фарда Мухаммеда долгожданным махди — аналогом мессии у евреев — , который должен прийти незадолго до судного дня. Из-за своеобразности своей версии Ислама, “Нация” не признается многими мусульманами
Но только религией взгляды членов “Нации Ислама” не ограничивались. Они также проповедовали альтернативную версию истории и даже имели свою специфическую космологию. Так, по версии Элайджи Мухаммада — одного из лидеров организации — возраст земли насчитывал 76 триллионов лет, а афроамериканцы — потомки древнейшего племени Шаббаз, от которого произошли все остальные народы. Вообще, идеология “Нации Ислама”, по сути, была расизмом наоборот, и провозглашала порочность белого человека и нравственное превосходство черного. “Нация Ислама” активно боролась за гражданские права черного населения не только требуя этого от белых, но также и строя внутри афроамериканского сообщества организованную, экономически независимую, способную к обороне и отдельную от белых социальную структуру. Со стороны “Нации” также звучали призывы к сепаратизму черных от белых, что стало даже одним из пунктов программы организации.
Пик популярности “Нации Ислама” пришелся на 1950-е — 1960-е годы, когда ее рупором был знаменитый борец за права афроамериканцев, культовая фигура — Малкольм Икс. Бывший гангстер, он, находясь в тюрьме, вступил в “Нацию Ислама”. После выхода Малкольм начал произносить речи, которые привлекли огромное количество сторонников в “Нацию”, его проповеди производили глубокий мотивирующий эффект на афроамериканцев. Малкольма Икса обычно противопоставляют Мартину Лютеру Кингу — стороннику ненасильственных методов борьбы. В отличии от Кинга, Икс призывал афроамериканцев к использованию всех доступных методов для самообороны и защиты своих прав. Малкольм активно пропагандировал вышеописанные идеи “Нации Ислама”, называл белых людей “дьяволами”, предсказывал скорую смерть белой расы и так далее.
Но после долгих лет участия в “Нации Ислама” во взглядах Малкольма Икса произошли решающие перемены. После скандала, связанного с лидером организации Элайджей Мухаммедом, которого обвинили во внебрачных отношениях с женщинами из самой же “Нации”, а также негативных высказываний Икса по поводу смерти Кеннеди, у Малкольма возник конфликт с Элайджей, в результате чего, Икс покинул “Нацию Ислама” в 1964. Однако, от самого ислама Малкольм не отказался и отправился в паломничество в Мекку. Во время этой поездки идеи Малкольма Икса расширились и приняли менее экстремистские формы, он стал самостоятельным независимым борцом за права человека в принципе, а не только за права афроамериканцев. Вот отрывок из одной беседы Малкольма Икса, случившейся незадолго до его смерти:
“Брат, помнишь случай, когда белая девушка из колледжа пришла в ресторан — она хотела помочь [чёрным] мусульманам и белым объединиться, а я сказал ей: нет, даже не думай, и она ушла в слезах? Что же, я дожил до времени, когда сожалею об этом. Во многих частях африканского континента я видел белых студентов, помогающих черным людям. Такое уничтожает многие спорные доводы. Будучи [чёрным] мусульманином, я натворил много того, о чём теперь сожалею. Тогда я был зомби — как и все [черные] мусульмане, я был загипнотизирован: мне указали некоторое направление и приказали идти строем. Что же, человек имеет право делать глупости, если готов заплатить за это.”
Через два дня после того, как Малкольм Икс сказал это, в него выстрелили 21 раз. До этого, ему многократно поступали угрозы со стороны покинутой им “Нации Ислама”. Все обстояло так, будто его бывшие товарищи действительно отомстили Иксу за измену, хотя смерть такой видной фигуры не может не наталкивать на определенные теории заговора о том, что это убийство было в первую очередь выгодно американским властям, которым не нравился новый, более привлекательный для масс образ Икса и его планы использования ООН для своей борьбы.
Малкольм Икс остался в истории, как один из самых ярких борцов за права афроамериканцев, среди которых икс стал культовой фигурой. Что же касается “Нации Ислама”, то она существует и по сей день и является одной из богатейших афроамериканских организаций, которая в общем-то утратила свой радикализм и превратилась в очередное религиозное сообщество, каких много в Америке.