Ненасилие как метод борьбы за гражданские права: американский опыт
Ненасильственные акции протеста (nonviolent action) были одним из важнейших методов борьбы американских активистов за гражданские права чернокожих с 1954 по 1968 гг. Самым известным лидером ненасильственного движения за отстаивание прав афроамериканцев, а затем и легендарным символом этого движения стал Мартин Лютер Кинг – баптистский проповедник из Атланты. Под его руководством в 1957 году была основана Конференция христианских лидеров Юга: эта организация стала одним из важнейших акторов в ненасильственной борьбе за гражданские права чернокожего населения.
Мартина Лютера Кинга, вдохновлял пример известнейшего общественного и политического деятеля Махатмы Ганди. В борьбе за права индийцев в Южной Африке, а затем в борьбе за независимость Индии от Великобритании Ганди руководствовался сатьяграхой – разработанной им философией и тактикой ненасильственного сопротивления и политического принуждения. Кинг отзывался о лидере движения за независимость Индии и его методах следующим образом: «Ганди, вероятно, был первым человеком в истории, которому удалось поднять этику христианской любви выше уровня обыкновенного межличностного взаимодействия и превратить её в мощную и эффективную общественную силу крупного масштаба». В этой связи особенно интересно отметить буквально пророческое замечание самого Ганди относительно положения афроамериканцев. «Возможно, именно через негров чистейшее послание ненасилия будет донесено до мира», – предположил знаменитый индийский политик ещё в 1936 году.
Первым ярким проявлением тактики ненасилия в борьбе за гражданские права чернокожих стала забастовка автобусных линий в городе Монтгомери (штат Алабама), которая началась 5 декабря 1955 года. Бойкот начался после того, как Роза Паркс – секретарь Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP) – отказалась уступить место в автобусе белому пассажиру, за что была арестована. Забастовка, в которой приняла участие большая часть афроамериканцев Монтгомери, продлилась 381 день и принесла значительный финансовый ущерб автобусным компаниям. Закончилась она только после того, как Верховный Суд США подтвердил постановление районного суда и потребовал десегрегации автобусов в Монтгомери. Роза Паркс была провозглашена «матерью движения за гражданские права».
Именно во время забастовки автобусных линий 1955-1956 гг. широкую известность приобрёл и Мартин Лютер Кинг, который был одним из её лидеров. Считается, что бескомпромиссная приверженность Кинга ненасилию в борьбе за гражданские права во многом стала результатом эффективности, которую показала эта тактика в Монтгомери.
В 1958-1960 гг. крупный масштаб приобрели сидячие забастовки-демонстрации (sit-ins). Студенты-афроамериканцы приходили группами в буфеты и кафетерии, предназначенные только для белых посетителей, и требовали обслуживания. Такие забастовки проходили в штатах Канзас, Оклахома, Северная Каролина, Теннесси, Виргиния, Атланта, Невада, Иллинойс, Огайо. Некоторые из демонстраций носили стихийный характер, другие были хорошо организованы, как, например, сидячая забастовка студентов в городе Нэшвилл (штат Теннесси). Специальные тренинги для участников акции проводились при содействии упомянутой ранее Конференции христианских лидеров Юга. Для бастующих были выработаны следующие правила, вот некоторые из них:
- при физической или психологической атаке не наносить ответных ударов и оскорблений;
- не смеяться;
- не поддерживать разговоры с администраторами;
- не покидать своих мест до получения соответствующих инструкций от руководителя группы;
- всегда вести себя вежливо и дружелюбно;
- помнить учения Иисуса Христа, Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга.
Здесь необходимо отметить, что далеко не все активисты поддерживали убеждённость Кинга в необходимости, эффективности и целесообразности полного отказа от насилия в борьбе за гражданские права афроамериканцев. Это не удивительно, если учитывать, что мирные демонстранты в буквальном смысле каждый раз, выходя на забастовку, рисковали своими жизнями: на них регулярно нападали, нередко наносили серьёзные увечья. В связи с этим всё чаще стали звучать лозунги о необходимости боевого сопротивления белым агрессорам как минимум с целью самозащиты, возникали соответствующие вооружённые организации.
Отдельно отмечалась и тяжёлая для широких кругов населения моральная составляющая христианской философии Кинга. Далеко не все были в принципе готовы принять и поддержать провозглашаемую им идею о том, что необходимо любить своих противников, особенно когда они проявляют такую активность и непримиримость.
Тем не менее ненасильственная борьба за гражданские права чернокожего населения активно продолжалась вплоть до 1968 года. Большую огласку получили «рейды свободы» (freedom rides), проводимые под руководством Конгресса расового равенства (CORE). Участники этих рейдов путешествовали организованными группами по междугородним маршрутам, пытаясь пользоваться всеми необходимыми для дальних путешествий услугами, например, облуживанием в автобусных терминалах. Участники рейдов также регулярно подвергались жестоким нападениям, в том числе организованным Ку-клукс-кланом. Результатом «рейдов свободы» стало постановление о полной десегрегации международных автобусов и различных сервисов, функционирующих в автобусных терминалах.
Вышеперечисленное – лишь часть ненасильственных акций протеста, которые проводились в ходе движения за гражданские права чернокожего населения. Я описала именно их, потому что с них всё начиналось: эти акции произвели широкий общественный резонанс, привлекли огромное количество сторонников, а также пристальное внимание прессы. После описанных событий движение продолжило набирать обороты, в 1963 году прошёл знаменитый марш на Вашингтон, в ходе которого Мартин Лютер Кинг произнёс нашумевшую речь «I have a dream».
Проповедникам и участникам ненасильственного сопротивления удалось добиться существенных результатов на законодательном и исполнительном уровне: были приняты акты о гражданских и избирательных правах, десегрегированы многие сферы общественной жизни. Тем не мерее дальнейшей радикализации социального конфликта избежать не удалось: боевые организации набирали всё больше сторонников. Причина такого исхода может быть объяснена самой природой конфликтов, каждый из которых имеет инструментальную и экспрессивную функцию. Если с инструментальной функцией (изменение ситуации в лучшую сторону для инициатора конфликта) ненасильственные акции справлялись весьма неплохо, то их возможности реализации экспрессивной функции (выражения накопленной агрессии) весьма ограничены самим форматом этих акций, заложенными в них правилами поведения. Учитывая масштабы ненависти по отношению к белым угнетателям, накопленные чернокожим населением за столетия истории неравенства, а также резкий подъём гражданского самосознания, толчок которому дала как раз ненасильственная борьба за права и её успехи, неудивительно, что ситуация в обществе резко радикализировалась и часть афроамериканцев, регулярно подвергавшихся насилию и унижениям, стала искать выход захлестнувшему гневу и возмущению в вооружённом сопротивлении.
Источники и литература:
Roberts A. Martin Luther King and Non-Violent Resistance //The World Today. – 1968. – Т. 24. – №. 6. – С. 226-236.
Url: https://www.jstor.org/stable/40394131
Frazier T. R. An analysis of nonviolent coercion as used by the sit-in movement //Phylon (1960-). – 1968. – Т. 29. – №. 1. – С. 27-40.
Url: https://www.jstor.org/stable/274081
Olds V. M. Freedom Rides: A social movement as an aspect of social change //Social Work. – 1963. – С. 16-23.
Url: https://www.jstor.org/stable/23708087
Civil rights movement / Wikipedia
Url: https://en.wikipedia.org/wiki/Civil_rights_movement#Rosa_Parks_and_the_Montgomery_Bus_Boycott,_1955%E2%80%931956