«Еврейский вопрос» в российско-американских отношениях в конце XIX — начале XX вв.

В конце XIX в. американцы стали свидетелями массового бегства евреев из Российской империи. Этот переселенческий поток стал важной составляющей иммиграционной волны, устремившейся к берегам Америки из стран Восточной и Южной Европы и получивший название «новой» иммиграции. Она отличалась от предыдущего миграционного потока массовым характером, национальным составом (представители национальных меньшинств в России, Австро-Венгрии, Турции, а также итальянцы и греки), сложностями языковой адаптации, социальной ориентацией и низким уровнем профессиональной квалификации.

Еврейская эмиграция из России в США в конце XIX – начале XX вв. представляет особый интерес для анализа отношения американского общества к «новой» иммиграции в целом и исследования истории взаимоотношений двух стран. Евреи, наряду с итальянцами и славянами, принадлежали к одной из самых крупных этнических групп в составе «новой» иммиграции, увеличив еврейское население США с 250 тыс. до 3 млн. человек. При этом в общем потоке еврейского переселенческого движения в Америку с 1881 г. по 1914 г. выходцы из России составляли около 70%.

Толчком для массового переселенческого движения евреев за океан стали еврейские погромы 1880-х гг., прокатившиеся по южным и западным губерниям Российской империи, и введение «Временных правил о евреях», «при действии которых, как замечал государственный секретарь Е.А. Перетц, — евреям оставалось только одно – выселиться из России».

Иммиграционная комиссия США, созданная в 1907 г., в качестве главной причины эмиграции евреев из России выделила отсутствие гарантий их прав на жизнь и собственность, подчеркнув значение погромов. Однако причины крылись не только в религиозно-политическом гнете, но и в ненормальных социальных и экономических условиях жизни населения в черте оседлости. На динамику миграционного процесса влияли квоты для евреев при поступлении в высшие и средние учебные заведения, запрет заниматься адвокатской деятельностью, а также всплески антисемитизма в России: выселения евреев из Москвы и Московской губернии в 1891 г., Кишиневский погром 1903 г., еврейские погромы периода революции 1905-1907 гг. и другие акты проявления нетерпимости, разрушившие надежды еврейского сообщества на изменение правового статуса в Российской империи. И тогда у берегов Америки появились толпы обездоленных русских евреев, у которых хватило сил и средств лишь на то, чтобы добраться до первого американского порта.

Переселенцев встречала федеральная иммиграционная станция Элис Айленд – крупнейшие ворота в США. Здесь русскому еврею предстояло защитить свое право на въезд. Проводился тщательный медицинский осмотр, заглядывали в душу и кошелек, подробно расспрашивали о родственниках и намерениях. Если прибывший страдал серьезным инфекционным заболеванием, считался законтрактованным рабочим, анархистом, полигамистом, мог стать обузой для общества – доставившая его пароходная компания обеспечивала обратное путешествие. Иммигранты не зря называли Элис Айленд «островом слез», так как каждый день здесь разыгрывались человеческие трагедии и ломались людские судьбы.

Русские евреи предпочитали селиться в крупных городах Восточного побережья, прежде всего в Нью-Йорке, которому суждено было стать главным центром еврейской эмиграции. Из 1,5 млн. переселенцев, прибывших сюда между 1881 г. и 1911 г., в городе осталось около 70%. Здесь было создано крупнейшее в мире еврейское гетто.

Поиск работы обычно приводил вновь прибывших евреев в систему швейных мастерских. Трудились с утра до поздней ночи, в маленьких темных комнатах, очень часто всей семьей на дому. Откладывали по центу на билет родственникам, свадьбу дочери, обучение сына, но главная цель – открыть, пусть и маленькое, но собственное дело. Следом за портными в списке распространенных профессий шли мелкие уличные торговцы, часовщики, клерки, работники прачечных, сигареточники, шляпники, маляры, плотники, жестянщики.

Кроме Нью-Йорка, в 80-е гг. XIX в. Русские евреи создали достаточно замкнутые, но не изолированные от внешнего мира, общины в Филадельфии, Чикаго, Бостоне и Кливленде.

Дети гетто с 6 лет начинали посещать американские школы, где их обучали английскому языку и прививали основы американской гражданственности. Параллельно мальчики проводили вечера в еврейских школах, изучая иврит и иудейские религиозные тексты под руководством наставников. Непредвзятые наблюдатели отмечали удивительные способности детей еврейских иммигрантов, которые затем продолжали учиться в колледжах на врачей, фармацевтов, адвокатов. Девушки оканчивали курсы стенографисток, работали секретаршами, шли преподавать в школы. Молодежь стремилась вырваться из мира гетто, американизироваться и все больше отдалялась от своих родителей, сохраняя к ним неизменное уважение.

Еврейская иммиграция, безусловно, не была однородной по социальному составу. Существовал свой средний класс в рамках русско-еврейской общины и своя предпринимательская элита. Эти люди жили в Бруклине или Бронксе, вытесняли американских евреев немецкого происхождения из муниципальных органов власти, монополизировали производство и продажу одежды, сигар и сигарет. Многие поднялись из низов общества, другие привезли с собой стартовый капитал.

В 80-е гг. XIX в. Правительство США придерживалось принципа невмешательства в дела другого государства за исключением случаев, когда затрагивались права американских граждан. Однако в начале 90-х гг. того же века в связи с массовой эмиграцией евреев из Российской империи в позиции Вашингтона произошли серьезные изменения. Был выдвинут тезис о взаимных обязательствах наций учитывать влияние результатов внутриполитического курса на состояние дел в мире. Вопрос о правовом статусе еврейского меньшинства в России из аспекта внутриполитического развития стал превращаться в проблему международных отношений.

Отношение американцев к еврейской эмиграции из России не было однозначным. В качестве ее оппонентов выступали нативисты, активизировавшие свою деятельность в условиях роста национализма. Они опирались на идею англосаксонского происхождения американской нации и рассматривали итальянцев, славян и евреев как угрозу для ее ядра, генетического кода. Многие публичные личности выступали за ограничение «нежелательной» иммиграции, дабы не превращать Америку в «выгребную яму Европы», сохранить американские традиции, обеспечить здоровье нации и гарантировать ее будущее. Среди экономических последствий массовой эмиграции нативисты отмечали снижение заработной платы, жизненных стандартов рабочих, рост безработицы. Социальный эффект был тоже велик: рост преступности, инфекционных заболеваний, падение нравов, распространение иждивенчества, перенаселенность городов с их трущобами, снижение уровня грамотности, а также культуры в целом. Результатом деятельности этого блока стало постепенное ужесточение иммиграционного законодательства.

Оппоненты нативистов же уверяли, что американское общество способно ассимилировать представителей всех народов, прибывших к берегам США и превратить их в «истинных» американцев, безболезненно включив в национальную модель развития. Подчеркивался вклад переселенцев в экономическое процветание страны, напоминали о том, что «циркуляция крови» укрепляет здоровье нации и способствует ее прогрессивному развития, а территории и хлеба хватит на всех.

В 1906 г. движение за либеральное иммиграционное законодательство усилилось благодаря деятельности «Американского еврейского комитета», который впоследствии организовал общенациональную кампанию за денонсацию русско-американского договора о торговле и мореплавании 1832 г.

«Еврейский вопрос» также оказывал влияние в гражданско-правовом аспекте на взаимоотношение двух стран. Любые проявления антисемитизма по другую сторону Атлантики неизменно вызывали волну осуждения в США, так как американцы выступали в защиту принципа свободы совести, который нарушался в Российской Империи.

Евреи-иммигранты как носители представлений о покинутой ими стране оказались источником мощного отрицательного эмоционального заряда. Это усилило негативную составляющую противоречивого образа России, формировавшегося в сознании американцев, и способствовало возникновению устойчивых «русских» стереотипов. Несмотря на обращение Теодора Рузвельта во время переговоров в Портсмуте к Николаю II с напоминанием о необходимости решить проблему разгула тирании и угнетения по отношению к своим гражданам, представляющим этническое меньшинство на территории России, американцам пришлось денонсировать торговый договор, так как «вопрос о евреях» так и не был рассмотрен в России должным образом.

Источники:

В.И. Журавлева Еврейская эмиграция из России в США на рубеже XIX-XX вв.: Образ «чужого» в сознании американцев / Новый исторический вестник № 4, 2001

Оцените публикацию:

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.