Страна, построенная иммигрантами
С самых первых колоний, основанных в начале XVII века, и по сей день США остается страной иммигрантов. По этой причине, говоря о становлении Штатов как глобальной державы на рубеже XIX и XX веков, нельзя оставить без внимания темпы, особенности и результаты иммиграции в этот период.
В американской историографии принято разделять четыре волны иммиграции. Самая первая, ознаменовавшая эпоху колонизации, началась в XVII веке и закончилась только после Американской революции. Общее число иммигрантов составило всего 1.5 миллиона человек, что естественно – тогда у Америки не было ничего, что могло бы заставить европейцев массово бросать дом и работу и строить новую жизнь на другой стороне земного шара. Первые двести лет можно считать периодом довольно неспешного развития и размеренного образа жизни самих американцев, ведь большинство из них были либо самостоятельными фермерами, либо крупными рабовладельцами, не стремившимися развивать экономику и государственное устройство. Также стоит отметить, что этот период характеризуется отсутствием нативизма и легкой ассимиляцией иммигрантов. Это объясняется такими причинами, как расовая и религиозная гомогенность (как правило, приезжие были белыми протестантами), конформизм иммигрантов (большинство из них были англичанами, не нуждавшимися в ассимиляции, а выходцы же из Северной Европы, Германии и Франции быстро учили английский язык и перенимали англо-американские традиции и нормы), а также постоянная потребность в рабочей силе.
Вторая волна иммиграции пришлась на середину XIX века. Она стала гораздо более многочисленной – 15 миллионов прибыли в теперь уже Соединённые Штаты Америки преимущественно из Ирландии и Германии. Приезжие все еще в большей степени стремились в сельскую местность, но многие находили работу в городах. В этот период уже наблюдается рост антагонизма по отношению к иммигрантам. Американцы-протестанты не отличались религиозной терпимостью и с трудом мирились с увеличением числа католиков в лице ирландцев. Они также были недовольны ростом городов, вызванным оседавшими в них иммигрантами. Первые американцы верили в сельскохозяйственный устрой, видели в нем своего рода особый путь США, и отказывались принимать усиливающуюся роль городов в экономике. Мне так же кажется, что за 200 лет и во многом благодаря революции у американцев сложилось национальное самосознание, а память предков о Европе, пересечении океана и освоении новых земель начала угасать. Американцы перестали осознавать, что иммигранты – это и есть Америка, стали противопоставлять себя другим нациям, и от этого потеряли терпимость.
Иммиграции достигла своего апогея после Гражданской войны и практически полностью прекратилась с началом Великой Депрессии. Третья волна увеличила популяцию США на 22 миллиона иммигрантов. Она была настолько массовой, что в 1898 году, когда имеющиеся органы контроля над притоком иммигрантов перестали справляться, на острове Эллис (соседствует с островом Либерти в Нью-Йорке) был построен первый Федеральный иммиграционный центр, через двери которого уже в первый год прошло 450 тысяч человек. Так называемые «новые» иммигранты привели американцев в еще больший ужас, чем «старые». Если к северным европейцам еще можно было привыкнуть, то приезжие из таких стран, как Италия, Польша, Румыния, Австро-Венгрия и Россия, ничего, кроме ненависти и жестокой расовой неприязни не вызывали.
Теперь стоит поговорить о причинах столь масштабной иммиграции в XIX веке. Насколько велика в этом роль США, действительно ли они могли предложить людям бескрайние возможности, которые всех так манили. Или же жизнь в Европе становилась настолько невыносимой, что другого выбора, кроме как бежать, у многих не оставалось.
С одной стороны, Штаты переживали индустриальную революций, бурное промышленное развитие, требовавшее все больше и больше рабочих рук. Железные дороги, а потом и быстрые вместительные пароходы значительно облегчали и удешевляли перемещение по земле и через океан. Вместе с этим США получают репутацию страны, готовой обеспечить безопасность и небывалые возможности для самореализации и заработка каждому жаждущему. Американская мечта, обещанные свобода и демократия не могли не манить, поэтому из года в год сотни тысяч людей бросали свою привычную жизнь и отправлялись в неизвестность. Была ли оправдана эта репутация? Да, получить работу на новом месте действительно было не так сложно. Если ты не католик, еврей или чернокожий, конечно. В таком случае приходилось очень постараться, чтобы найти работодателя без предрассудков. Для американцев приезжие были в первую очередь дешевой рабочей силой. Приехавшие в поисках счастья иммигранты были готовы работать в опасных для жизни условиях на фабриках, за гроши поднимая автомобильную, металлургическую, химическую промышленности. Жизнь в городах тоже не была такой райской, как представлялось. В XIX веке они только начинали развиваться и не были готовы к быстрому приросту населения – условия жизни были крайне низкими, часто в домах отсутствовало отопление и электричество, медицинская помощь была практически недоступна иммигрантам. Низкие условия труда и жизни, а также давление со стороны американцев, повсеместная дискриминация и необоснованные обвинения (в разложении американских устоев, безработице, снижении заработных плат и прочее), выпущенный в 1882 году акт об исключении китайцев, ксенофобные организации, настойчиво продвигающие ограничивающие иммиграцию законы, – всё это совсем не соответствует открыточному образу США, о котором все так мечтали в XIX веке.
Однако, даже учтя все минусы, нельзя сказать, что в США не было благополучных условий для самореализации. Молодая страна действительно спасала людей. Сбегая из Европы, люди бежали от войн, голода, притеснений, недостатка земель и рабочих мест. Масштабная иммиграция ирландцев была вызвана картофельным голодом, унесшим сотни тысяч жизней. Евреи бежали от погромов и антисемитизма, захватившего Европу. Кто-то бежал за заработком. Другие – за мирным небом над головой. Третьи – за демократией и чувством свободы. «Старые» иммигранты осваивали Средний Запад и занимались фермерством. «Новые» – начинали свое дело, открывали рестораны, магазины, церкви. Они жили компактными этническими группами, создавая вокруг себя комфортную и безопасную среду. Штаты не были раем, но они совершенно точно могли предложить людям то, чего не могла Европа.
Любой американец, который захотел бы посмотреть на меняющийся мир XIX века открытым ясным взглядом, а не через призму предрассудков, увидел бы, что иммигранты и есть причина огромного экономического роста США. Страна стремительно росла и развивалась не благодаря американцам в пятом поколении, а благодаря только что прибывшим иммигрантам, готовым осваивать новые земли, строить железные дороги, работать на заводах за копейки, одним словом – трудиться. Трудиться и стремиться к лучшей жизни, более комфортной, более качественной. Такими же были первые иммигранты, они построили 13 колоний и отстояли свою независимость. Но 13 миллионов человек, проживающих в США к моменту начала второй волны иммиграции, вряд ли бы превратили свою страну в мировую державу. Они к этому и не стремились. Иммигранты же, приезжая в Штаты за работой и хорошей жизнью, создали благоприятные условия для развития экономики. Вместе с ростом населения начал расти и спрос на товары, услуги и технологии, а своим трудом новые американцы обеспечивали стабильный рост предложения. Этой стране необычайно повезло стать центром притяжения самых смелых, амбициозных и мечтательных. Мне кажется, что иного пути, кроме интенсивного промышленного развития и становления глобальной державой, у нее быть не могло.
В 1970 году половина населения США были потомками иммигрантов, прибывших на остров Эллис.