Русская утопия в Америке: почему распалась коммуна в Канзасе?

На протяжении XIX века в Америке создавалось и распадалось множество коммун, возникавших на религиозной и идеологической основе. Такие коммуны создавали не только американцы, но и иммигранты, которые всё чаще прибывали в Новый Свет в поисках счастья. Так, в 1875 году в Соединённые Штаты приехали русские народники Н.В. Чайковский и А.К. Маликов, которые в тот период разочаровались в революционных методах борьбы и решили основать миролюбивую земледельческую коммуну на строгих нравственных началах. Представители этого «моралистского» течения в народнической среде, а затем и жители будущей коммуны получили название «богочеловеков».

Чайковский Николай Васильевич

По прибытии в Америку Чайковский и Маликов разыскали другого русского иммигранта Вильяма Фрея (Владимира Константиновича Гейнса). Гейнс перебрался с супругой в Америку ещё в 1860-х, сменил имя и с тех пор успел пожить в различных американских коммунах, создал несколько собственных. Чайковский и Маликов надеялись воспользоваться его опытом на этом поприще и предложили Фрею присоединиться к их проекту в Канзасе. Сам Фрей не был сторонником движения «богочеловеков»: он был преданным апологетом так называемой Религии человечества позитивиста Огюста Конта, которую его оппоненты называли «христианством без Христа». Тем временем дела в «Прогрессивной коммуне» Фрея шли очень плохо, он находился в большой нужде. Как В. Фрей писал впоследствии Л.Н. Толстому, жизнь в Америке «была полна самых тяжелых физических лишений, самых гнетущих разочарований в социальной деятельности». Фрей находился в отчаянном положении, и потому охотно принял предложение соотечественников. Более того, благодаря приобретённым ранее навыкам, необыкновенной харизме и силе убеждения, Фрей вскоре стал лидером новоиспечённой коммуны.

Вильям Фрей

Итак, Маликов, Чайковский и Фрей купили дешёвый участок земли в Канзасе и основали на нём земледельческую коммуну. Они сеяли пшеницу и кукурузу, занимались нравственным самосовершенствованием. Что же стало причиной неудачи маленькой коммуны русских иммигрантов-идеалистов в Америке?

Основной причиной стала практическая неподготовленность основателей коммуны к осуществлению своего замысла. Русские мечтатели-интеллектуалы решили заняться сельским хозяйством, но при этом практически ничего в нём не смыслили. М. Алданов в статье для журнала “The Russian Review” отмечает, что у жителей коммуны были коровы, но «никто не умел их доить, и потому они заболевали». Попытка основать коммуну с такими пробелами в практических знаниях кажется не только самонадеянной, но и опасной. Русские иммигранты жили в коммуне с жёнами и детьми в ветхом, полуразрушенном доме. Жёны регулярно и не без основания жаловались своим мужьям на то, что дети постоянно простужаются из-за сквозняков. При этом лидер коммуны В. Фрей не верил ни в какие лекарства, кроме тех, которые можно найти в природе «в готовом виде». В такой ситуации неудивительно, что один из протестов жителей коммуны против методов управления Фрея прошёл под лозунгом «Хинин!». Хинин – алкалоид, обладающий жаропонижающим и обезболивающим свойствами, что в те времена делало его одним из важнейших медикаментов.

Source: Daily Post

Учитывая вышесказанное, нетрудно догадаться, что другой важной причиной распада коммуны стал деспотический характер и способ управления её лидера В. Фрея. А.К. Маликов напрямую обвинял руководителя в развале коммуны: «Фрей всех подавлял своим “столпничеством”. Отрицатель искусственной цивилизации, он устроил в коммуне самую искусственную жизнь, которая измучила нас всех и в конце концов разогнала в разные стороны». Помимо алкоголя, в коммуне было запрещено употребление кофе, чая, сахара и даже соли. Основной пищей служила пресная выпечка из муки и воды. Методы воспитания детей Фрея также вызывали протесты в коммуне. Руководитель считал, что в детях необходимо воспитывать, в первую очередь, терпение и послущание. Если дочь Фрея плакала или отказывалась решать математические примеры, задаваемые ей отцом, тот обливал её ведром холодной воды. Однажды Чайковский стал свидетелем такого наказания, и прямо назвал лидера коммуны «идиотом».

Ещё одной важной причиной распада сообщества русских иммигрантов стал психологический климат внутри коммуны. Было решено, что у жителей коммуны не должно быть никаких секретов друг от друга. Возмущение вызывало даже перешёптывание между мужем и женой. Кроме того, в коммуне регулярно практиковались публичные исповеди: каждую неделю все жители сообщества должны были рассказать друг другу о своих грехах за неделю. Очевидно, что в замкнутом сообществе такая навязчивая открытость вскоре привела к большому напряжению внутри группы, огромному количеству конфликтов, возникавших по ничтожным поводам вроде плохо вымытой тарелки. Свою роль сыграла и обыкновенная тоска по Родине.

Уже в 1880-х коммуна постепенно распалась. Большинство её жителей вернулись в Россию или переехали в Европу. Пусть этот проект коммуны и не был удачным, его, несомненно, можно рассматривать как достойный внимания эксперимент русских иммигрантов в Америке.

Источники и литература:

Aldanov M. A Russian Commune in Kanzas // The Russian Review, Vol. 4, No. 1 (Autumn, 1944), pp. 30-44
Url: https://www.jstor.org/stable/125353

Bourdeau M. The religion of Humanity / Auguste Comte
Url: https://plato.stanford.edu/entries/comte/#RelHum

Перпер М.И. В.К. Гейнсу (Вильяму Фрею) // Литературное наследство. 1961. Т. 69. № -1. С. 533-536.
Url: https://proxy.library.spbu.ru:2228/item.asp?id=28791958

Батуринский В. Гейнс, Владимир Константинович / Русский биографический словарь А.А. Половцева Url: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A0%D0%91%D0%A1/%D0%92%D0%A2/%D0%93%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%81,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Оцените публикацию:

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.