Как индейцы помогли США стать мировой сверхдержавой?
Как известно, европейские колонисты угнетали индейцев ещё со дня открытия Америки Христофором Колумбом. Во многом жестокость американцев не приносила для них непосредственной пользы, а лишь разрушала жизни коренного населения и значительно сокращала их численность. Но в некоторых аспектах подавление аборигенов помогало Америке крепнуть и становиться сильнее. Так, например, в период с 1794 по 1895 годы, благодаря изгнанию индейцев с их собственных земель путём принудительного переселения, американцами была завоёвана территория практически всего континента. И именно это огромное приобретение во многом способствовало увеличению мощи Америки в конце XVIII века.
Но как именно американское правительство решало проблему индейцев? К концу XIX века стычки между американцами и коренными народами стали происходить всё реже и реже. Было принято решение о том, что все индейцы должны переселиться в резервации, и ни какой политической самостоятельности у них быть не могло. Некоторые из них еще продолжали сопротивляться. Так, в 1876 году произошло одно из последних кровопролитных столкновений, которое именуется Войной за Чёрные холмы. А затем уже совершилось финальное столкновение на ручье Вундед-Ни, после которого индейцы были настолько разгромлены, что возможности продолжать сражаться у них почти не осталось. Поэтому к началу XX века индейские войны практически полностью прекратились. И перед коренными народами встал ультиматум, либо ассимилироваться в американском обществе, либо переселяться в резервации.
Некоторые из индейцев приняли решение ассимилироваться в американском обществе. Для детей таких родителей в городе Карлайл в ноябре 1879 года была создана специальная школа-интернат по перевоспитанию индейцев в американцев. Её основателем был Ричард Генри Прэтт, который верил, что миссия американцев заключается в том, чтобы выбить все индейские повадки из детей тех, кто решил жить за пределами резервациями. Такая возможность в принципе появилась у генерала Прэтта из-за того, что именно в конце XIX века правительство было наиболее обеспокоено риском полного истребления индейцев, поэтому оно согласилось на такую рискованную идею о радикальной интеграции коренных народов. Этот эксперимент оказался успешным, и в последующие годы по всей территории Америки открылось ещё несколько десятков школ такого типа.
Однако не для всех этот процесс стал таким положительным опытом. Основная часть населения индейцев всё же была оставлена без земель и средств к пропитанию, так как они были лишены более двух третей своих территорий и большая часть населения была истреблена. Так, к 1934 году их земли был урезаны со 138 до 48 миллионов акров путём всевозможных махинаций и обманов. А численность самих индейцев сократилась с 15 миллионов до 237 тысяч человек. Подобное жестокое отношение американцев даже к своим соседям может свидетельствовать о том, как решительны они были в защите собственных интересов. И я полагаю, что такая целеустремлённость во многом могла служить причиной тому, что к началу XX века Америка всё же стала превращаться в мировую сверхдержаву. С таким умением, которое проявлялось по отношению к индейцам, ставить свои интересы выше чужих, Америка рано или поздно в любом случае должна была выдвинуться в мировые лидеры.
Интересный вывод. Но не бесспорный. С одной стороны, американцы действительно «потренировались» на индейцах в плане захвата земель, подчинения своему влиянию и т.п. Но с другой — период начала внешнеполитической активности США (конец 19 века) совпал с пересмотром отношения к индейцам внутри страны. В американском общественном мнении в это время стал формироваться комплекс вины, пришло понимание, что с индейцами обошлись не по-джентельменски. В 1881 году вышла знаменитая книга Хелен Джексон A Century of Dishonor, в которой были скрупулезно перечислены все обиды, нанесенные индейцам за период независимости США. Различные проекты, включая упомянутую школу Прэтта, были задуманы в этот период как форма компенсации, искупления вины перед коренными жителями Америки.
В стремлении американцев к активности на глобальной арене изначально сочетались два импульса: материальной выгоды посредством захвата внешних рынков, и «улучшения жизни людей», с помощью распространения демократии. С индейским фактором можно связать не только первый, но и второй мотив. Одновременно с принудительным приобщением индейцев к благам американской цивилизации, Соединенные Штаты начали делать то же самое и в отношении народов зарубежных стран (начали, кстати, с китайцев — был замысел в течение жизни одного поколения обратить всех их в протестантскую веру).
Я полностью согласна, что моё утверждение достаточно спорное, поэтому и не берусь утверждать, что это абсолютная правда. Просто я посчитала это предположение логичным, и оказалось, что в его поддержку действительно есть доказательства. Что касается момента раскаяния американцев перед индейцами, которое произошло в конце XIX века, можно предположить, что они просто перевели фокус внимания с коренных народов на борьбу с остальными континентами. В таком случае получается, что американцы действительно долгое время тренировались на индейцах, а когда набрались достаточно опыта, то решили перестать тратить свои силы на решение внутригосударственных вопросов, поэтому постарались наладить мир с коренными народами и уже выйти на международную арену. И как раз поэтому эти два события, мир с индейцами и выход на международную арену, могли совпасть по времени.
Если школа Прэтта была задумана как форма компенсации и искупления вины перед индейцами, то почему, как пишется в статье, она ставила перед собой задачу полностью истребить индейские повадки, под которыми, как я понимаю, имеются ввиду какие-то их национальные традиции, обычаи, правила и ценности? Ведь это, получается, своего рода неуважение к коренному народу Америки. Как неуважение коррелирует с компенсацией и искуплением вины?
Учителя в школе тоже пытаются исправить «неправильное поведение» невоспитанных детей. Для Прэтта и К индейцы были как дети: раньше их истребляли и изгоняли в резервации, теперь «цивилизованные белые люди» должны взять над ними шефство и превратить в себе подобных. Как считалось, для блага индейцев.