Технологическое сотрудничество Российской Империи и США
Известен факт, что отношения между Российской империей и США всегда носили дружеский характер. Этому послужили не только политические и экономические явления, но и тесное технологическое сотрудничество. Страны имели совместные проекты, Америка часто делились новыми изобретениями, а Россия активно внедряла их в свою жизнь и адаптировала под местные реалии. Возможно, это взаимодействие в области промышленности даже больше поспособствовало сближению государств, чем какие-либо другие известные события.
Во-первых, Американцы помогали Российской империи строить Николаевскую железную дорогу. Инженер Джордж Вашингтон Уистлер уже занимался строительством военных сооружений, мостов, вагонов в Санкт-Петербурге, он имел опыт проектирования железной дороги в США, поэтому именно его выбрали и для работы над трассой Санкт-Петерург — Москва. При строительстве использовались американские методы, а также американское оборудование. Именно те параметры железной дороги, которые были заложены Уистлером, сохранились для всех будущих трасс Российской империи (колея шириной 5 футов). Более того, он лично спроектировал пару мостов на этой же дороге. Паровозы и вагоны были также поставлены компанией США. То есть вся Николаевская дорога, первая в Российской империи государственного значения, была построена совместными усилиями русских и американцев. Это близкое сотрудничество и демонстрация признания технологического успеха США (русскими) послужили основой сближения между странами.
Что интересно, сын Дж. В. Уистлера, Джеймс Эббот Уистлер, обучался в Петербургской академии художеств по приказу Николая I и стал в будущем выдающимся американским живописцем.
Другая технология, которую США помогли освоить Российской империи – телеграф. Вернее, телеграф существовал в стране и до начала совместной работы с Америкой (1865-1867), но именно начавшийся проект дал большой толчок его развитию в некоторых частях страны, отчего очень выиграли отдаленные от центра регионы. Сам проект назывался «Русско-американский телеграф», планировалось проложить электрическую телеграфную линию от Сан-Франциско до Москвы, под Беринговым морем, через Сибирь в Москву. Это давало бы возможность для связи с Европой. К сожалению, проект провалился, так как летом 1866 года через Атлантический кабель было успешно отправлено сообщение в Европу, и смысл в новой телеграфной линии исчез. Однако за время кампании, уже было построено множество станций и телеграфных столбов и в США, и в Российской империи, поэтому польза от инициативы, так или иначе, была. В Российской империи работы продвинулись далеко в Сибирь, на Дальний восток, а также было завершено строительство Амурского телеграфа. Уже позже имеющиеся линии начали дополняться, но основы были заложены именно в годы «Русско-американского телеграфа». Отмечалось, что Сибирский телеграф стал «жизненной артерией» для всей империи.
США и Российская империя также сотрудничали в сфере вооружения. Компания Сэмьюэла Кольта, известного оружейника, имела своего представителя в России. Сначала шло сотрудничество в производстве винтовок Бердана. Изначальный вариант оружия (винтовка Бердана №1) производился компанией «Кольт» в США, эта версия была усовершенствована и принята на вооружении русской армии в 1868 году. По мере ее использования, в конструкцию было внесено множество модификаций, таким образом, появился новый вариант оружия – винтовка Бердана №2, которая производилась уже исключительно на фабриках Российской империи.
Сэмьюэл Кольт также смог подписать крайне выгодный договор, которые предусматривал производство револьверов «Кольт» в Российской Империи, с использованием полностью американского оборудования и чертежей. Увы, в 1870-х российский военные ушли от револьверов этой компании, но, тем не менее, в армии они сохранялись далеко не в штучных количествах.
В 40-х годах XIX века в Нью-Йорке для России был построен пароходо-фрегат «Камчатка». История корабля не очень примечательна, но сам факт такого сотрудничества интересен.
История другого корабля, созданного США для Российской империи более примечательна. Печально известный бронепалубный крейсер «Варяг», принимавший участие в Русско-японской войне и погибший в ней, строился на верфях William Cramp and Sons в Филадельфии. Договор с судостроительной компанией был заключен в 1898 году. В нем обговаривались лишь сроки выполнения задания и стоимость работ, таким образом, конструкция, технические характеристики и другие требования должны были решаться отдельно, уже в ходе изготовления. Деятели компании воспользовались свободным форматом контракта, поэтому крейсер был построен частично по видению американцев, а по ходу планирования периодически возникали конфликты относительно того, каким он должен был быть. Корабль очень понравился императору Николаю II, он был спущен на воду в 1899 году, в 1901 отправился к месту службы на Дальний восток и успешно служил флоту вплоть до боя у Чемульпо в 1904.
Россия была одной из первых стран, кто смог по заслугам оценить технологический успех и перспективы американцев. Сотрудничество было благотворным и заложило начало для будущих совместных проектов. Таким образом, в СССР США построили тысячи заводов, фабрик, предприятий, американские компании внесли значительный вклад в индустриализацию и продолжили традицию дружеского взаимодействия.
Список источников:
1) https://postnauka.ru/longreads/89794
2) https://cyberleninka.ru/article/n/pervye-proekty-i-nachalo-provedeniya-elektricheskogo-telegrafa-cherez-sibir-i-dalniy-vostok-1850-1870-e-gody/viewer
3) http://ru.wikipedia.org/wiki/Русско-американский_телеграф
4) https://topwar.ru/35312-kapsyulnye-revolvery-kolta-v-rossiyskoy-imperii.html
5) https://cyberleninka.ru/article/n/samyuel-kolt-v-sankt-peterburge/viewer
6) http://russianrevolvers.com/rp3a.html
7) https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/krejser-varyag/
8) https://en.wikipedia.org/wiki/William_Cramp_%26_Sons
9) http://ru.wikipedia.org/wiki/Кольт,_Сэмюэл
Замечательная статья!
Хотел узнать, известно ли что-то касательно влияния российской промышленности и технологий на США того времени?
Спасибо за отзыв, Максим!
К сожалению, я практически не нашла информации о влиянии российской промышленности на США. Но в одной из статей мне попался очень интересный факт:
«…В 1830-е годы во многих странах, в том числе и в России, начались опыты по созданию подводной лодки. Первый образец как раз был сделан на заводе в Александровском. Как это часто происходило с первыми подводными лодками, она не смогла маневрировать под водой и тонула во время испытаний. Ее остатки так и остались где-то на заводе, а инженер-изобретатель умер. Через три года после испытаний этот завод, самый технологически продвинутый в Санкт-Петербурге, отдали американцам под строительство паровозов. На этом заводе братья Вайнансы из Балтимора пятнадцать лет строили паровозы и вагоны для московской железной дороги. На этом государственном заказе они заработали огромные деньги, в конце 1850-х годов вернулись в Америку и занялись… строительством «кораблей-сигар» — прототипов настоящих подводных лодок! Один из этих кораблей-сигар (подводную яхту) увидел на демонстрации Жюль Верн, и его «Наутилус» из романа о капитане Немо был создан как раз под впечатлением от этих экспонатов. Так получилось, что первые прототипы подводных лодок построили люди, которые до этого работали над железной дорогой Санкт-Петербург — Москва…» — https://postnauka.ru/longreads/89794