Общество друзей русской свободы и личность С.М. Степняка-Кравчинского.
Общество американских друзей русской свободы было создано в 1891 году. Ее возникновение связывают с личностью С.М. Степняка-Кравчинского.
Он был обладателем революционных взглядов, вел деятельность, направленную против Российской Империи, был журналистом и писателем. Он был членом так называемого кружка «чайковцев», в который входили люди, борющиеся против самодержавия. После вынужденной эмиграции, связанной с убийством шефа жандармов Н.В. Мезенцова, он изначально основывает общество в 1890 году в Англии, а после своего визита в США общество появилось и там. Журнал-ежемесячник «Free Russia», редактором которого был С.М. Степняк-Кравчинский, освещал идеи общества друзей русской свободы, поддерживал российских революционеров, публиковал различные материалы про положение России, крестьян, рабочего класса, освещал политическую ситуацию.
После убийства Мезенцова он побывал в Швейцарии, Италии, Англии и Америке. Он понял, что отношение к революционерам складывалось негативное: их считали жестокими, жаждущими отмщения, изображали нигилистов и противников царизма преступниками. Ввиду этого, он стал писать различные статьи, очерки, пытался сгладить сложившееся впечатление, оправдывая кровавые действия революционеров безвыходным положением. В Америке важную роль в обществе друзей русской свободы занимал Джордж Кеннан, который был журналистом и писателем. Он поддерживал российских революционеров, освещал в своих трудах тему ссылок в Сибирь и материально помогал издательству журнала «Free Russia». Еще одним активным участником общества друзей русской свободы был американский писатель и журналист Марк Твен. Он познакомился с Кравчинским, прочитал перевод его книги «Подпольная Россия» и остается под большим впечатлением от русских революционеров и их положения. Твен писал письма обществу и стал его участником, что неудивительно, ведь ему были не чужды их взгляды: он считал, что власть должна принадлежать только народу.
Общество продолжило существовать после смерти Степняка-Кравчинского. Но деятельность была достаточно нестабильной из-за финансовых трудностей и спада настроя движения. Несколько раз деятельность приостанавливалась и снова возрождалась. После неудавшейся первой русской революции общество практически прекратило свою деятельность, а последняя зафиксированная активность была связана с Февральской революцией в 1917 году.
Читая об обществе друзей русской свободы и судьбе Степняка-Кравчинского сложно избавиться от романтизированного впечатления: эмигрант, который не смог вернуться на Родину, избегал смерти так много раз, но который погиб от несчастного случая под колесами поезда. Несмотря на то, что организация не была огромной и запредельно успешной, но Кравчинский собрал вокруг себя много выдающихся личностей, которые благодаря ему узнали о действительном положении в России.
Как же так получилось: отношение к убийце сначала было негативным, а потом он вдруг превратился во всеобщего кумира, и даже Марк Твен стал его поклонником. Неужели книга «Подпольная Россия» была настолько выдающейся?
Присоединяюсь к вопросу Ивана Александровича — что же такого произошло, что отношение на Западе к российским революционерам так резко поменялось? Или же тут стоит разделять Европу и Америку в своих взглядах на революционные мысли и действия русских?