Почему памфлет Томаса Пейна «Здравый смысл» стал бестселлером в эпоху Американской революции?
Памфлет Томаса Пейна «Здравый смысл» был анонимно опубликован 10 января 1776 года в Филадельфии. Он был настолько успешен среди своих первых читателей, что в самые короткие сроки разошёлся по территориям всех колоний огромными тиражами. Этот текст сделал Томаса Пейна одним из признанных идеологов Американской революции. Джон Адамс утверждал, что «если бы не перо автора «Здравого смысла», то меч Вашингтона был бы поднят напрасно». Как же этот небольшой текст оказал такое мощное воздействие на умы американцев на начальном этапе Войны за независимость?
Пожалуй, самое главное достоинство памфлета – живой, образный язык. Метафоры, которые использует Пейн, неизменно яркие, простые и запоминающиеся. Правительство Британии – «дом, расколотый семейной ссорой». «Никогда ещё солнце не светило более достойному делу», чем достижение независимости Америки. Дальнейшая зависимость от Британии, согласно Пейну, подобна кормлению повзрослевшего ребёнка молоком, вместо мяса. И если уж считать Британию матерью Америки, то первая ведёт себя хуже зверя, «ведь даже звери не пожирают своих дитёнышей». Приведённые выше образы: солнце, дом, мать и дитя, звери, – близки и понятны любому фермеру. Не нужно быть интеллектуалом, чтобы вникнуть в суть памфлета.
«Здравый смысл» – название памфлета и одновременно риторический приём, который Пейн активно привлекает для обоснования своих тезисов. Так, непригодность Британии в деле защиты Америки нам «подсказывает здравый смысл». Помимо здравого смысла, автор постоянно апеллирует к законам природы, ко всему «естественному»: естественным правам, естественной свободе, естественным доказательствам своих идей. В русском переводе этого небольшого политического памфлета слова с корнем «природ» и естеств» используются 20 и 16 раз соответственно, а в оригинальном английском тексте слова с корнем «natur» встречаются 39 раз. Пейн смело заявляет, что его идеи о форме правления «основаны на законе природы». Республиканские правительства построены «на более естественных принципах», чем монархические. В свою очередь, абсолютные монархии «являются позором для человеческой природы».
Ещё один мощнейший инструмент убеждения, который использует Пейн в своём памфлете, – обоснование своих идей при помощи религии. Так, царскую власть Пейн объявляет наследием язычников, одним из «ухищрений дьявола для насаждения идолопоклонства». Автор отмечает, что превосходство одного человека над другими не может быть освящено авторитетом Священного Писания. В свою очередь, в качестве одного из важнейших аргументов в пользу необходимости отделения Америки от Британии Пейн называет их географическую удалённость друг от друга. Эта удалённость трактуется автором как «сильное и естественное доказательство того, что власть одной над другой никогда не была Божиим умыслом».
Итак, благодаря меткому образному стилю, удачному использованию риторических приёмов и чуткому пониманию настроений эпохи, Томасу Пейну удалось создать выдающийся по силе убеждения памфлет. «Здравый смысл» стал мощнейшим идеологическим стимулом Войны за независимость и навсегда остался в сердцах американцев.
Источники:
Пейн Т. Избранные сочинения / Под ред. М.П. Баскина. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 21–64. Пер. с англ. Ф.Ф. Вермель
http://old.inliberty.ru/library/125-zdravyy-smysl
Paine T. Common Sense: 1776. – Infomotions, Incorporated, 1776.
https://www.feedbooks.com/book/2850/common-sense
Lepore J. The Sharpened Quill //The New Yorker. – 2006. – Т. 16.
https://www.newyorker.com/magazine/2006/10/16/the-sharpened-quill
Не можете напомнить нам, как сложилась жизнь Пейна в последующие годы? Почему его публицистический талант не был особо востребован в дальнейшем?
После Войны за независимость Пейн вернулся в Англию, а затем переехал в Париж. Важнейшим препятствием для философа и публициста в Европе стала политическая конъюнктура.В своих трудах Пейн жёстко критиковал английскую монархию и конституцию, за что в 1792 году был предан суду и признан виновным. Тем не менее арестован он не был, потому что находился во Франции. В Париже Пейн приветствовал Французскую революцию, поддерживал жирондистов и выступал за изгнание, а не казнь Людовика XVI. Поэтому после победы монтаньяров философ был арестован. Интересно, что Пейн был освобождён из французской тюрьмы благодаря дипломатическому содействию Джеймса Монро, будущего американского президента. Позднее Пейн снова отправился в Америку, надеясь на радушный приём. Тем не менее в Америке философ также был встречен холодно, на этот раз из-за своих религиозных убеждений. В трактате «Век разума» Пейн отстаивал идеи деизма, что было негативно воспринято религиозным, консервативно настроенным американским обществом и в частности духовенством.
Хорошая статья, спасибо!
Что-нибудь известно о собственных религиозных убеждениях Пейна, исходя из которых можно говорить о его предпочтении республиканского устройства?
И как, в таком случае, он приходился ко двору в монархической Франции, в которой, насколько мне известно, ему приходилось долгое время скрываться? Мог ли он оправдать монархию, если за ней стояла приставка «просвещённая»?
Пейн вырос в квакерской семье, что, безусловно, повлияло на его мировоззрение. В частности, в вероучении квакеров заложено острое неприятие любых форм угнетения (несомненно, монархическая власть является угнетающей с точки зрения Пейна). Впоследствии Пейн стал сторонником и «проповедником» идей деизма, которые очень сильно расходились с традиционной догматикой христианства. Как было отмечено в статье, абсолютную монархию Пейн считал «позором для человеческой природы». Проблема с ограниченными формами монархиями состоит в том, что, по мнению философа, «жажда абсолютной власти есть недуг, присущий монархии» в целом. Потому конституционные, просвещённые монархии можно считать лишь меньшим злом по сравнению с абсолютными. Монархический строй, с точки зрения Пейна, представляет собой противоестественное возвышение одного человека над другими людьми, которое не может быть основано ни на естественном равенстве людей от природы, ни на авторитете Священного Писания. Соответственно, республиканский строй гораздо лучше сочетается с религиозными и философскими взглядами Пейна.
Во Франции Пейну пришлось несладко из-за того, что он поддерживал жирондистов и выступал за изгнание Людовика XVI, а не его казнь. Поэтому в декабре 1793 года после падения жирондистов Пейн был арестован и находился в тюрьме до тех пор, пока не был освобождён при дипломатическом содействии будущего американского президента Джеймса Монро в ноябре 1794 года.