Дорога слез: могут ли быть оправданы потери

На американском юге проживали пять цивилизованных индейских племен: чокто, чероки, чикасо, маскоги и семиолы. Они все говорили на разных языках, но в то же время могли понимать друг друга, имели собственную государственность под протекторатом США, но скопированную, безусловно, с колонистов. На территории племени чероки даже была создана собственная конституция на манер американской,  открывались школы (однако, только в этом племени), покупались рабы. 

Одной из главных целей переселения индейцев являлось стремление к уничтожению их независимости и подчинению под властью государства. Также, конечно, заинтересованность колонистов в освоении плодородных земель влекла за собой многочисленные истребительные войны с коренным населением, которое, кстати, в большинстве своем было вовсе не против разделить проживание на одной территории с европейцами, что было не приемлемо для вторых. 

В 1831 году начался многомесячный переход, или, если говорить словами вождя племени чокто — Дорога слез, с Юго-Востока США в современную Оклахому. Важно отметить, что на тот момент это была самая окраина США, южнее и западнее – мексиканские земли. Индейцы, в свою очередь, все же могли остаться на прежних территориях, но лишь перейдя под юрисдикцию США, — что многих вовсе не устаивало. 

Первым было племя чокто. В сентябре 1830 года они заключили соглашение с США, по которому племя должно было освободить 45000 км2 своей территории близ Миссисипи взамен на 61000 км2 на Западе. Переселение проходило в течение двух лет. 

«Мы оказались меж двух зол и выбрали, на наш взгляд, меньшее. Мы не могли признать право, которое присвоил себе штат Миссисипи – право быть нашим законодателем и судьёй. Хотя власти штата компетентны в создании законов для своих собственных граждан, это не значит, что они станут хорошими законодателями для чокто, народа столь несхожего по характеру и обычаям с белыми. Допустим даже, что власти поймут проблемы нашего народа, но могут ли они устранить гору предрассудков, которая всегда препятствовала торжеству законности и стояла непреодолимой преградой между благотворным правосудием и моим любимым народом? Мы, чокто, предпочитаем страдать и остаться свободными, но не жить под разрушительным воздействием законов, в создании которых мы не принимали никакого участия».

Во время переселения из-за голода, суровой зимы и болезней было унесено несколько тысяч жизней. Важно отметить, что оставшихся членов племени ждала не лучшая участь: их подвергли дискриминации, жестокой эксплуатации и преследованию. «Наши жилища разрушают и жгут, наши ограды сносят, на наши поля выгоняют скот, а нас самих бьют плетьми, заковывают в ручные и ножные кандалы и всячески оскорбляют, от такого обращения наши лучшие мужчины умерли».

Семиолы долгое время сражались за свою землю под предводительством вождя Оцеолы, но мятеж был подавлен. Дольше всех сопротивлялось наиболее развитое племя — чероки, но им так же пришлось согласиться на условия Вашингтона. Во время переселения погибло по разным данным от 4 до 17 тысяч человек племени. 

Алексис Токвиль, приехавший в 1831 году в США, был потрясён увиденным: «Невозможно вообразить ужасные страдания, сопровождающие эти вынужденные переселения. К тому моменту, когда индейцы покидают родные места, число их уже убыло, они измучены. Края, где они собираются поселиться, заняты другими племенами, которые смотрят на вновь пришедших с тревогой и подозрением. Позади у них — голод, впереди — война и повсюду — беды. […] В том году [в конце 1831 года] стояли необычайные холода… Индейцы шли с семьями, с ними были раненые, больные, новорожденные дети и близкие к смерти старики. У них не было ни палаток, ни повозок, только немного провизии и оружие. […] Думаю, что индейская раса в Северной Америке обречена на гибель, и не могу отделаться от мысли, что к тому времени, когда европейцы дойдут до Тихого океана, она уже не будет существовать»

Кроме того, если рассмотреть подробнее данные, сколько земли на самом деле получали переселенцы взамен, то станет известно, что индейцы за все время переселения недополучили 61,75 млн акров угодий. Более того, США за первые годы своего существования (1789-1840 гг. ) захватили более 442 млн акров индейских территорий, отдав взамен только 53,7 млн акров (!!!). И даже на этих территориях индейцы продолжали подвергаться гонениям и геноциду. 

Значительные изменения произошли при Франклине Рузвельте. В 1934 году он ввел закон о реорганизации индейской администрации для сохранения и развития племенных земель и культуры. Так индейцы вновь получили самоуправление. 

Итак, какова жизнь индейцев в наши дни? В США, по официальным данным, сейчас проживает 850000 индейцев. Около половины проживают в городах, таких как Чикаго, Нью-Йорк, Сан-Франциско и Сиэтл. Однако треть современных индейцев живет за чертой бедности, также, в большинстве своем, они подвергаются дискриминации и насильственным преступлениям (и, говорят, вдвое чаще, нежели остальные жители США). 

Таким образом, обе стороны действительно действовали в угоду своей собственной выгоде, но у одной было желание существовать на родной земле, а у другой — завоевать плодородные угодия, подчинить и уничтожить другой народ. Геноцид не может быть оправдан капиталистическими интересами. Никогда. Гонений и причинения страданий тоже.

Список источников:

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Дорога_слёз
  • https://history.wikireading.ru/199219
  • https://vz.ru/world/2015/5/29/747936.html
  • http://journal.iea.ras.ru/archive/1980s/1983/no2/1983_2_051_Stelmah.pdf

Оцените публикацию:

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.