Как оправдывали рабство на Юге США?

Последствия двух с половиной веков рабовладения в США видны в обществе и сейчас. Но каждому современному человеку очевидно, что данное явление неприемлемо и бесчеловечно, поскольку нарушаются элементарные права личности. Однако пару веков назад даже самые передовые умы общества нисколько не разделяли либеральных идей, а, наоборот, прикладывали все усилия, чтобы найти новые оправдания эксплуатации рабского труда. Так какими же были основные аргументы южных интеллектуалов в пользу рабовладения, и почему они на самом деле лишены реального веса для современного человека?

Во-первых, будучи религиозной нацией, американцы искали ответы на любые вопросы в Библии. Вопрос об этичности рабства не стал исключением. Некоторые священники продвигали идею, что африканцы были потомками библейского персонажа Канаана, который был проклят и вынужден служить своим братьям. Более того, рабовладельцы часто обращали внимание, что патриархи и пророки в ветхом завете владели рабами. Таким образом, наличие в Библии рабовладения стало аргументом в пользу того, что оно абсолютно естественно. Если опровергать религиозный аргумент фактами из той же Библии, то необходимо заметить, что нигде не упомянуто то, что именно африканцы имели какое-либо отношение к Канаану и, соответственно, были обречены на рабство или же то, что рабовладение одобряется. То есть религиозный аргумент притянут и не может рассматриваться серьезно.

Также популярно было оправдывать рабство тем, что оно существовало в то или иное время в большинстве развитых стран и являлось неотъемлемой частью общества. Считалось, что именно рабовладение позволяло перейти от стадии варварства и примитивной структуры общества к цивилизации, а государства, где имело место рабовладение, отличались высокой степенью культурного развития (в том числе упоминаются Греция, Рим). Данная точка зрения также недостаточно убедительна. Наличие института рабства в других культурах нисколько его не оправдывает, а то мнение, что рабство – шаг на пути к цивилизации, просто смешно, так как США уже тогда были способны построить сильную самостоятельную экономику на использовании только наемного труда. По этой причине не требовался никакой дополнительный шаг для «перехода к цивилизации» в виде рабовладения.

Стоит заметить, что часто использовался и экономический аргумент в пользу поддержания данного института. Бытовало мнение, что при отмене рабства экономика плантаторов и всего Юга страны разрушится, торговля приостановится, огромное количество людей потеряет рабочие места, так как индустрии хлопка, риса, табака полностью завязаны на использовании рабского труда. Данный аргумент лишен оснований. Рабство на плантациях тормозило широкое внедрение машинного производства в сельском хозяйстве, а наличие большого числа рабов, финансово ничтожных, не имеющих средств для удовлетворения потребностей, тормозило развитие рынка, как товаров, так и труда. Более того, труд рабов был менее продуктивным, чем возможный труд наемных рабочих, поскольку отсутствовал положительный стимул в виде заработной платы

Также многие южане хвалились тем, что их отношение к рабам вполне дружелюбное: они их кормят, одевают, дают приют и даже заботятся о здоровье и отдыхе. Более того, это делает положение рабов даже более выгодным, чем положение работяг с севера, которые трудятся за гроши на заводах, а потом еще вынуждены заботиться о благополучии своей семьи. Многие защитники рабовладения даже умудрялись говорить, что рабы свободнее, чем фабричные рабочие. Однако важно заметить, что свободу на самом деле имели только вторые. То есть, несмотря на тяжелый труд, у них была возможность строить семью, передвигаться по стране по собственному усмотрению, работать там, где хочется, получать образование. Эти крайне существенные аспекты никак не дают нам права назвать жизнь рабов, которые всего перечисленного были лишены, объективно счастливой, а также более свободной, чем жизнь индустриальных работников.

Ученые тоже тратили много сил на поддержание идей рабовладения и африканской работорговли. Антропологи писали целые труды (например, The Negro’s Place in Nature, J. Hunt), в которых пытались вывести факты, которые бы показывали большую пригодность людей экваториальной расы к тяжелому физическому труду. Например, эти ученые описывали более мощное строение тела, якобы меньший объем мозга, особенности психологии, а также внешнее сходство с приматами (что просто смешно слышать, учитывая, что люди всех рас в первую очередь относятся к приматам), чтобы  показать, что место темнокожих африканских людей точно не на одной ступени с «белыми». Все спекуляции на тему расового превосходства одних над другими псевдонаучны, а потому не несут абсолютно никакого веса сейчас.

Другой частый аргумент, который использовался для оправдания использования рабского труда  – это «в Африке им было бы хуже». Многие сообщества были известны жестокими законами, естественно, в них не было стандартного европейского образования или какой-либо привычной западному человеку культуры. Из этих фактов родилось популярное мнение, что под руководством «доброго и заботливого» хозяина рабам будет гораздо лучше, чем дома, под гнетом деспотичного правителя. Это заявление самонадеянно и полностью неоправданно по очень многим причинам. Для начала, как уже упоминалось, у африканских рабов в США не было главного – свободы. А это то, что базово и важно для любого человека. Также многих африканских детей и молодых людей крали из семей, а потом перепродавали. Некоторые умирали на кораблях еще только по дороге в Америку, поскольку условия на судах были крайне сложными. Статистика также показывала крайне короткий средний уровень жизни рабов на самих плантациях, особенно крупных (около 7-9 лет). Это, по меньшей мере, заставляет задуматься, действительно ли рабам хватало «заботы», которую предлагали хозяева?

Таким образом, были рассмотрены основные аргументы людей, которые поддерживали эксплуатацию рабского труда на юге США. Думаю, что не может остаться сомнений, действительно ли все они лишены здравого смысла и доказательной базы. Рабство – жестокое явление и, без сомнения, очень неприятная часть истории Америки.

Список источников:
1. https://time.com/5171819/christianity-slavery-book-excerpt/
2. https://www.washingtonpost.com/local/the-bible-was-used-to-justify-slavery-then-africans-made-it-their-path-to-freedom/2019/04/29/34699e8e-6512-11e9-82ba-fcfeff232e8f_story.html
3. https://libraetd.lib.virginia.edu/public_view/g445cd210
4. https://www.ushistory.org/us/27f.asp
5. https://libraetd.lib.virginia.edu/public_view/g445cd210
6. https://americainclass.org/a-pro-slavery-argument/
7. http://abolition.e2bn.org/slavery_112.html

Оцените публикацию:

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.